История гадательных и игральных карт

Игральные, они же гадальные карты, стали так называться благодаря материалу из которого они изготавливались: картона, бумаги. К слову сказать, ходившее в России название карт — «атласные», закрепилось за колодой игральных карт с середины 19 века. Это название было связано с качеством бумаги, на которой печатались карты, поскольку бумага предварительно, будучи не самого лучшего качества, обработанная таким образом на специальных талечных машинах, становилась гладкой, блестящей, скользящей.

Традиционно изобретение карт, в частности предсказательных, Таро, приписывалось да и сейчас приписывается египтянам. Эзотерики пришли к выводу и до сих пор утверждают, что египетские жрецы воплотили всю мудрость мира в 78 золотых таблицах, в последствии они стали изображаться на дощечках в виде карт. 22 «Старших Аркана» стали многовековой мудростью предсказательного Таро, 56 стали весьма распространенной игровой колодой. Впервые такую историю Таро обнародовал оккультист из Франции Эттейл в 1785 г. Вслед за ним над тайнами Таро размышляли его соотечественники Элифас Левии Папюс, создав некоторую описательную систему трактовки символики каждой карты Таро и схемы предсказательных раскладов. Название карт «Таро» приписывалось египетскому обозначению древних таблиц «Та рош», что по версии знаменитых мистиков обозначает «Путь царей». Сакральные знания об этих древних таблицах в виде карточного гадания были принесены в Европу арабами или цыганами, выходцами из Египта, как считали французские мистики.

Так же происхождение карт приписывалось и индийской культуре, а так же жизнелюбивым грекам. Однако раскопки древних цивилизаций приоткрывали другой вид азартных игр, в основном кости ( кубики шестигранной формы).

Согласно еще одной версии, обычные, игровые карты появились в Европе в XIV веке. Жакмен Грингоннер, шут французского короля Карла VI, страдавшего душевным заболеванием, создал для развлечения своего господина карточную колоду для развлечения своего господина ( 1392 год).Созданная колода отличалась известной нам числом карт: в ней было всего 32 карты. В ней отсутствовали дамы. В конце XIV — начале XV века карты изготавливались художниками по индивидуальному заказу и были весьма разнообразны. С появлением гравюры изготовление карт приняло широкие масштабы. В Европе распространились три основных типа игральных(гадальных) карт: французские, итальянские и немецкие, отличавшиеся друг от друга мастями и фигурами.

Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры «тарок», выполненными как гравюра на меди. В «венецианском» тароке колода состояла из 78 карт, так же как и в известном нам ныне Таро. Четыре масти были следующие: чаши, динарии, палицы и мечи. Каждая масть была представлена 14 картами: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Другая часть колоды состояла из 21 карты. Она начиналась от Фигляра и заканчивалась картой, называющейся « Свет». Эта часть колоды являлись Триумфами (козырями). Так же была еще одна специальная карта, носившая название Дурак (прообраз будущего Джокера в игровой колоде). Во Флоренции же выпускались карты в количестве 98 штук, где к обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.

b9f924fcc4

В разных странах колоды состоявшие из 98 и более карт назывались по-разному, разнообразный состав настолько запутывал правила игры, что картами просто было невозможно пользоваться. К тому же изготавливаемые от руки отдельными мастерами они стоили настолько дорого, что иметь их могли только богачи.

Есть следующее трактование состава колоды. Число карт 52 является не случайным и является количеством недель в году. Четыре масти соответствуют четырем времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды и изображали ее средневековые создатели колоды в виде жезла или посоха, палки, с зелеными распустившимися, когда карты стали печатать эта масть стала выглядеть как черные пики. Желтым цветом была отмечена масть символизирующая успех в делах, славу, знатность, успех, горящий огонь, юг. Поэтому в виде символа этой масти выступали следующие символы: зажженный факел, огонь, солнце, монета или даже золотой бубенец. Красная масть символизировала красоту, любовь, добросердечие, изысканность, духовность, север. Эту масть символизировали книги, кубки, чаши и сердца. Последняя, голубая масть являлась символом гармонии, простоты, порядочности и законности. Эту масть символизировали: скрещенные в знак мира мечи или шпаги, а так же желуди.

Радикальную перемену принес XVI век, когда карты упростились до 4 мастей и джокера(шута). Именно во Франции первоначально появились формы четырех мастей: листья плюща, желуди, бубенчики, сердца. Есть предположение, что французские масти являются символами рыцарского обихода: пика — копье, трефа — меч, бубна — герб или орифламма (знамя, штандарт), черви — щит.

в конце XV столетия во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: мечи преобразовались в «пики» (pique), денарии превратились в бубны, буби (carreau),кубки стали «червями» (coeur), ( В России сердца стали называть «червями» от слова червонный то есть красный), а «жезлы» — «кресты»/ «крести»или «трефы» (франц. «trefle»означает «лист клевера»).

На разных языках названия мастей карт звучат по-разному даже сейчас. В Англии и Германии масти называются: «лопаты», «бриллианты» ,«сердца» и «дубинки», В некоторых немецких колодах можно встретить старинные наименования мастей: «желуди», «колокола» , «сердца», «листья». В Италии же распространены следующие названия мастей: «копья», «квадраты», «сердца» и «цветы».

Для французской колоды, дошедшей до Французской революции 1789-1894 гг. характерны такие фигуры:

· Царь Давид — король Пик.

· Афина, богиня мудрости — дама Пик.

· Александр Македонский — король Треф.

· Аргина, анаграмма латинского Regina (королева) — дама Треф.

· Юлий Цезарь — король Бубен.

· библейская Рахиль — дама Бубен.

· Карл Великий — король Червей.

· Елена Троянская — дама Червей.

На протяжении многих столетий фигуры на картах изображались в полный рост. Первые «двуглавые» карты выпустила Италия в конце XVII века, но тогда эти карты успеха не получили. Только в начале XIX века подобного рода карты стала выпускать Франция, после чего они утвердились как известная форма колоды.

В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский историк и критик искусства В.В. Стасов считал, что карты попали в Россию от немцев, не отрицая, так же посреднической роли в этом деле Польши в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в. Распространились карты среди народа очень быстро. Появление карт в России относится к царствованию Фёдора Иоанновича. Согласно Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года, карточные игры считались большим преступлением, за которое полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. Более века занятие карточными играми преследовалось и жестоко наказывалось по царскому указу, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные (азартные) и разрешенные (коммерческие).

906dee8947Не смотря на то, что при Петре Великом отношение к картам улучшается и даже открывается их производство сразу на двух мануфактурах, тем не менее, сам царь в карты не играл крайне редко и издал указ в 1696 г.. В нем предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты , «… и у кого карты вынут, бить кнутом». Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр, поскольку торговля игральными картами стала источником немалых доходов. При Александре I вводится монополия на производство игральных карт (сохранявшаяся до 1917 года), причём доход направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.

С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую интеллигенцию. В светском обществе, в особенности провинциальном, самым главным развлечением являлась игра и гадание на картах, а так же картежные истории и связанные с ними скандалы. Известно, что Державин в молодом возрасте жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился как „известный на Москве банкомет“. Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру „на интерес“.

После революции в годы нэпа новые веяния в молодой республики сподвигали издателей к своеобразным экспериментам: на картах изображали рабочих с крестьянами и даже ввели новые масти — „серпы“, „молоты“ и „звезды“. Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как „атрибуты буржуазного разложения“.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *